Марк
Z
Данилевский (1966) – американский писатель-экспериментатор. Его первый и самый
известный роман «Дом листьев» некоторые считают образцом постпостмодерна.
Мои знакомые, прочитавшие «Дом листьев»
называют его лучшим литературным хоррором. Другие – не читавшие, а узнавшие о
книге Марка Данилевского из моих впечатлений – высказываются в диапазоне от
«Ого! Теперь я хочу это прочитать» до «Это для таких книжных психов, как ты».
Я же, впервые услышав о романе «Дом
листьев», сразу безумно захотела его прочитать. Конечно, «безумно захотела
прочитать» можно сказать о большинстве прочитанных мной книг. Но с «Домом
листьев», на мой взгляд, случай особый. То, как сложно организован этот роман,
завораживает. А графическая форма, которой представлен текст, здесь так же
увлекательна и важна, как и содержание книги.
Одна из сложностей организации текста «Дома
листьев» в том, что Марк Данилевский очень плотно наслаивает три сюжетных линии
друг на друга. Если учесть, что две из трех сюжетных линий – ссылки и ссылки на
ссылки, оборванные или как будто вовсе не относящиеся к основному повествованию
размышления и комментарии, а еще цитаты и рассуждения, принадлежащие как
реально жившим или живущим, так и фейковым людям. И это вынуждает читателя не
раз листать книгу туда-обратно и не раз перечитывать уже прочитанное. Или то и
дело лезть в гугл, поскольку очень хочется разобраться, что и где является
вымыслом. У одного моего знакомого экземпляр «Дома листьев» сплошь в закладках
и пометках. Кто-то вообще заводит для пометок тетрадь. И такое чтение – литературный
квест – очень затягивает.
Центральный сюжет рассказывает о некой пленке
некого Уила Нэвидсона. – фотографа и пулитцеровского лауреата, переехавшего со
своей женой и детьми в дом где-то в Вирджинии. Причиной переезда стала угроза
развода, поскольку Уилл на протяжении десяти лет уделял больше времени работе,
чем семье. Одно из условий налаживания супружеских отношений – отказ Уилла от
командировок. Но Нэвидсон не может сидеть без дела: он развешивает по всему
дому камеры, решив снять документальный фильм про свои семейные отношения.
И тут внезапно выясняется, что в доме есть
простенки, комнаты и коридоры, которых нет на плане здания. Более того,
оказывается, что изнутри дом больше, чем снаружи. С этого момента Невидсон
начинает исследование и съемку уже самого дома. Так появляется пленка
Невидсона.
Но существует ли пленка Невидсона на самом
деле – я имею в виду мир романа – совершенно не понятно. А если существует, то
где она? И как ослепший за долго до ее появления старик Дзампано видел и теперь
анализирует ее? А ведь есть еще Джонни Труэнт, разбирающий после смерти
Дзампано его записи об этой пленке.
Меня, находящуюся еще на середине книги,
завораживает дом, в котором живут Невидсоны. Завораживает идея игры
пространства с живущими в нем. Вроде как – я это слышала исключительно в одной
из лекций Дмитрия Быкова – Марк Данилевский говорил, что «Дом листьев» написан
о любви, а дом – метафора того, как в близости отношений другой человек вдруг
оказывается бесконечностью неизведанных пространств, способных смещаться,
трансформироваться, сводить с ума и поглощать во тьму. Не знаю, так ли это про
идею и метафору в романе Данилевского, но для жизни звучит убедительно.
Комментариев нет:
Отправить комментарий