1

Страницы

07.12.2018

От чехонинского шрифта к Тульской повседневности

Разговор с дизайнером Алексеем Домбровским

Часть 2.

В конце октября гостем Центральной городской библиотеки им. Л.Н. Толстого стал Алексей Домбровский – дизайнер Тульского историко-архитектурного музея.

Мне удалось пообщаться с Алексеем Домбровским. Мы поговорили об особой манере чехонинского шрифта (прим. читайте в первой части интервью). А также о том, что происходит сейчас с городским пространством Тулы.

А. Домбровский в ЦГБ им. Л.Н. Толстого.
Арт-лекция "Время Ч. Шрифтовые парадоксы Сергея Чехонина".

– Что сейчас происходит в Туле со шрифтами в городском пространстве? Изменилось ли что-нибудь за последние несколько лет? Я имею в виду проблему вывесок, шрифта на вывесках.

– Если честно, я не замечаю больших сдвигов. Хотя в целом, наверное, ситуация и по стране, и в Туле меняется к лучшему. Медленно, но меняется. Появляются новые, молодые дизайнеры, в профессию вливается свежая кровь. Главное, чтобы они осознавали, что они делают, что хотят сделать, чтобы обладали определенным культурным багажом.

А. Домбровский. Шрифтовые композиции для тульских сувениров «Вещь». 2017

– Есть ли на улицах Тулы какой-то ведущий, преобладающий шрифт? Или то, что мы видим на улицах, можно назвать «кто во что горазд»?

– Здесь лучше говорить о шрифтовой культуре в целом. Прежде всего дизайнеру необходимо отдавать себе отчет, для чего он использует тот или иной шрифт. Вопрос нужно ставить шире – о профессиональном уровне современного дизайна, а не о популярности того или иного шрифта.

Я, может быть, крамольную мысль сейчас выскажу, но и заведомо слабым шрифтом можно сделать хороший дизайн – в том случае, если это будет осмысленная работа, осмысленный выбор.


А. Домбровский. Серия афиш для лекционной программы
Тульского историко-архитектурного музея. 2016–2017

– Почему возникла такая проблема – «неосмысленные» дизайнеры? Это связано с переизбытком на рынке труда? С тем, что дизайнер – одна из популярных сейчас профессий и чуть ли не в каждом колледже есть факультет дизайна?

– Проблема того дизайна, с которым мы сейчас имеем дело – который и дизайном назвать трудно, – возникла в девяностые и нулевые годы.

Почему эта проблема возникла? Технологии шагнули вперед. Появились компьютеры, и любой школьник теперь может сделать макет, скажем, той же торговой вывески. (Как он это сделает, сколько фильтров в графическом редакторе при этом использует – другой вопрос.)И зачем в таком случае нанимать дизайнера, платить ему сумасшедшие (по мнению заказчика) деньги, когда всё совершается так просто? Это одна сторона проблемы.

Другая сторона проблемы в уровне профессионализма отдельно взятого дизайнера. Я глубоко убежден, что помимо образования, которое он получил и каким бы оно ни было, дизайнер должен постоянно заниматься самообучением. Необходимо читать специальную литературу, следить за новыми веяниями в профессии, тренировать глаз на образцовых работах, а главное – четко осознавать, что он хочет делать, что он делает и что у него получается делать.

А. Домбровский. Обложки книг. 2017–2018

– Как бы выглядела для Вас идеальная Тула? С точки зрения оформления городского пространства, эстетически идеально оформленного городского пространства.

– Я как-то не задумывался об идеале… Но это в общем-то нетрудно представить – стоит воспользоваться методом исключения и исключить всё то, что сейчас мозолит на улицах глаз. Уже станет лучше.

(Смеемся.)

На мой взгляд, всё должно держаться на простых и разумных вещах. Такой вот утопический лозунг – простота и разум. Как минимум, нужно, чтобы жителю Тулы было удобно пройти по улице, чтобы его не раздражали крикливые цвета, сомнительное украшательство, агрессивная реклама…Ну и, конечно, главное, не только говорить об этом, но и воплощать в жизнь.

А. Домбровский. Оформление книжной серии «Старая тульская аптека». 2017

Благодарим Алексея Домбровского за помощь в оформлении интервью!


Комментариев нет: