1

Страницы

11.02.2019

О детективах Роберта Гэлбрейта, Таны Френч, Ларса Кеплера

Правда, нагнать детективной интриги так и не получилось.


Последние месяцы я с удовольствием зачитываюсь детективами и книгами, в которых одним из ведущих жанров, является детектив. Например, романы Донны Тартт. О Тартт я писать не решилась – разве что: читайте, читайте «Щегла», «Маленького друга», «Тайную историю».
Итак, из прочитанного и перечитанного с ноября я выбрала три детективных серии, на мой взгляд, разных и увлекательных.

Роберт Гэлбрейт цикл «Корморон Страйк»
(прим.Роберт Гэлбрейт – псевдоним Джуан Роулинг.)

            


«Зов кукушки» – первый детектив Роберта Гэлбрейта – напомнил мне книги Эрла Стенли Гарднера. (прим. Цикл об адвокате Перри Мейсоне.) Когда я прочитала «Шелкопряда» и «На службе зла», я подумала: да, определенное сходство есть, но оно, скорее, внешнее.

В отличие от Гарднера Гэлбрейт не ограничивается детективным сюжетом: он рассказывает о своих героях не только, как о частном сыщике и его помощнице. У его героев, Корморона и Робин, есть возлюбленные, родственники, друзья, завистники – в общем, активная жизнь вне сыскного агентства. И что естественно и логично, личное и рабочее, эмоциональное и профессиональное плотно переплетены.

Страйк злится, что его неизменно упоминают в связке с именем его отца – рок идола Джонни Рокби. И ненавидит свою беспомощность, когда покалеченная на военной службе нога напоминает о себе невыносимыми болями. Жених Робин раздражен интересом невесты к криминалистике, а Робин все время старается доказать ему и Корморону, что она вовсе не хрупкая хрустальная ваза. Поэтому мне странно читать в рецензиях на книги Гэлбрейта недовольства вроде: «слишком много свадебных хлопот», «постоянная примитивная рефлексия», «чувства, размазанные по трем книгам». Как по мне, эксцентричных подозреваемых и психопатов на каждую историю хватает.

Так что, если вы предпочитаете исключительно динамичный детективный сюжет, то, вероятно, книги могут показаться вам затянутыми и скучноватыми. Но если вам симпатичней «объемная картинка», то, на мой взгляд, цикл о Кормороне Страйке может стать для вас увлекательным чтением. А еще вам, пожалуй, не стоит читать Гэлбрейта, если вы ожидайте той же атмосферы волшебства, что отличала мир Хогвартса. Хотя я улыбалась каждый раз, встречая в тексте название Кингс Кросс.

Местонахождение:
«Зов кукушки» - городская библиотека № 4, городская библиотека № 6, городская библиотека № 18, городская библиотека № 21;
«На службе зла» - городская библиотека № 21.

Тана Френч цикл «Дублинский отдел по расследованию убийств»


Каждая книга цикла – рассказ от лица одного из детективов Дублинского отдела по расследованию убийств. Истории автономны (хотя между ними есть «пунктирная» связь через события и отношения), так что читать серию можно в любой последовательности.

Обособленность повествований также позволяет не сползти в субъективную предвзятость. В одной книге читатель знакомиться с восприятием героя, с его мыслями и с причинами его поступков и реакций. Читая другую книгу, он видит того же героя глазами нового рассказчика.

Например, детектив Фрэнк Мэкки для большинства коллег – сущая мигрень. Раздражающе опасный провокатор и манипулятор, стремящийся прогнуть обстоятельства под себя. Не скажу, что это совсем ошибочное впечатление: он стратег, умный «хищник». Но история Фрэнка Мэкки, ставшая центром расследования дублинской полиции, примирила для меня его характер с окружающей его действительностью.

В нашей библиотечной системе есть только первый детектив Френч – «В лесу». Мне он показался скучным и затянутым. Возможно, потому что самое главное, на мой взгляд, «ружье» сюжета так и не выстрелило. На самом деле манера Френч – это не про затянутость, а про скрупулезность. Френч тщательно выписывает детали хода расследования, делая акценты на внутреннем мире героя, его наблюдениях, его сомнениях, на построении теорий, на ретроспективах. Мне нравится, но любителям чистого жанра детективная линия может показаться вялотекущей.

Местонахождение: 
«В лесу» - городская библиотека № 19.

Ларс Кеплер цикл «Комиссар полиции Йона Линна»
(прим. Ларс Кеплер – псевдоним шведской супружеской пары Александра Андорила и Александры Коэльо.)


И, наконец, тем, кто любит в детективах динамичный сюжет, а не «тонкий психологизм», я рекомендую серию о комиссаре Йоне Линне. Хотя, если вы впечатлительны, вам может не понравиться скандинавская суровость. На страницах книг вас ждут жертвы с отрезанными носами, отрезанные головы, заживо погребенные и прочие психопатические ужасы, телесные и эмоциональные.

На мой взгляд, наиболее интересные книги в цикле – «Песочный человек» и «Соглядатай». Наверно, они нравятся мне какой-никакой психологической прослойкой, которой, повторюсь, детективы Кеплера, по-моему, не отличаются.

При этом я не назову героев Кеплера плоскими. Скорее, они типичные романтизированные образы. Йона Линна – комиссар, как будто видящий обстоятельства убийств насквозь и принимающий решения вопреки законам и приказам начальства. Сага Бауэр – подобие Маты Харри с эльфийской внешностью и сверхчеловеческой нервной системой или сверхчеловеческой способностью подавлять свои эмоции. Эрик Мария Барк – гениальный гипнотизер, хотя и с ватагой скелетов в шкафу.

Местонахождение: 
«Гипнотизер» - библиотечно-информационный комплекс; городская библиотека № 20 им. А.С. Пушкина.



Комментариев нет: