1

Страницы

06.06.2019

Немного из беседы с Вадимом Дудой

Всероссийский библиотечный конгресс РБА - 2019

Вадим Валерьевич Дуда – генеральный директор Российской государственной библиотеки. «100 вопросов о разном: встреча без галстуков», гостем и спикером которой стал Вадим Дуда, прошла в Туле 14 мая в рамках конгресса РБА, на секции молодежных библиотек.

Признаюсь, на встрече с Вадимом Дудой я присутствовать не собиралась. Это вышло случайно, и я очень рада этой случайности. Для меня Вадим Дуда оказался одним из тех, к сожалению, редких людей, рассуждения и высказывания которых – как о профессии, так и о жизни – умиротворяют и воодушевляют. На мой взгляд, слушать таких людей очень ценно.

Формат встречи с Вадимом Дудой был необычным. Организаторы подготовили сто неожиданных вопросов. Неожиданными вопросы были, во-первых, потому что они были закрыты (Вадим Дуда наугад выбирал номера). Во-вторых, потому что, помимо профессиональных вопросов, были и личные, я бы даже назвала их «человеческими».

«Вадим Дуда - личность известная, но, подбирая вопросы, мы ориентировались не только на то, что можно найти в интернете, а на то, что мы будем спрашивать его и о личном. В первую очередь, наш собеседник был интересен нам, как человек – ведь это встреча без галстуков. Это была полная импровизация, в которой мы все чувствовали себя свободно и комфортно», – прокомментировали организаторы встречи с Вадимом Дудой.

В этом материале я привожу лишь несколько вопросов и ответов, прозвучавших в первой части встречи с Вадимом Дудой. Желаю вам приятного прочтения!



Во многих публикациях сейчас пишут, что профессия библиотекарь – вымирающая. Стоит ли тогда нынешним абитуриентам идти учиться на библиотекаря, если лет через 10 наша профессия вообще исчезнет?

Профессия не исчезнет. Хотя, я думаю, многие из нас сталкивались с такой странной вещью. Ты кому-то говоришь «Я библиотекарь», и человек абсолютно серьезно говорит: «Да ты что? Это еще бывает? Библиотеки еще живы?» 
Вы знаете, наше будущее, как мне кажется, основано на нескольких важных тенденциях. Первая – возвращается мода на интеллект. Становится модно быть умным, успешным, и успех зависит от интеллекта. Я в это глубоко верю: надо учиться всю свою жизнь, чтобы быть успешным.
И тенденция номер два – катастрофический рост количества единиц информации. Мы все знаем этот дичайший вал. И мне кажется, что очень скоро потребуются библиотекари, чтобы разобраться в этом бесконечном мутном потоке выдачи из поисковых агрегаторов. И нужны будут люди, которые скажут: «Да, вот этому можно верить». Это должны быть профессионалы, это мы на самом деле.
Библиотекарь как человек, который обеспечивает исключительно сохранность книжного фонда, расстановку, выдачу книг и так далее, я не думаю, что когда-то это вымрет, это все равно будет очень нужно. Но, наверно, перспективы связаны немного с другим. Другое дело, что нам нужно учиться говорить о достоинствах нашей профессии. Этого нам не хватает.

За что Вы любите и не любите свою работу? Назовите три причины.

Начну издалека. Я учился в математическом классе, в котором собрались победители олимпиад со всего города. И, как модно сейчас говорить, гендерное соотношение было примерно следующим: на двадцать семь мальчиков было шесть девочек. И как в старом детском анекдоте – это была белая полоса, потому что потом настал институт, где на сто восемьдесят семь мальчиков было пять девочек. Теперь скажите, как я могу не любить свою работу?(Смех.)Это первая причина.
Я искренне считаю, что с женщинами работать лучше, чем с мужчинами. Без всякого двойного дна. Они более ответственные, исполнительные, надежные и так далее. Это причина номер два.
А причина номер три, вы знаете, библиотеки – это места встречи с самыми умными людьми, у которых можно очень многому научиться. И здесь очень простое соображение: ты действительно можешь меняться к лучшему, можешь расти, если встречаешься с людьми, у которых можешь чему-то научиться. Поэтому это очень важная причина.
Что не люблю. Любой человек, который имеет дело с государством, не любит одно и то же. К тебе приходит бумага в 10 часов утра, в пятницу, где написано, что в срок до среды – при чем позавчерашней среды, – до 14.00, подготовить концепцию развития библиотечного дела. Это не доставляет удовольствия.
Что еще не очень нравится. Если честно, серьезно, без шуток, я считаю, что внимания библиотекам со стороны государства недостаточно, нас немного недооценивают. Надо стараться с этим совладать, надо быть более заметными.
А вообще, вы знаете, можно не любить очень многое, но это же твой выбор: ты же решил, что будешь этим заниматься. И главное – не впадать в такую свойственную нам рефлексию. Или ты падаешь на диван без сил и говоришь: «Боже мой, никогда больше не пойду на эту работу!» – ну, если ты так решил, то не ходи на нее.(Смех.)

Какие качества, свойства характера Вы оставляете на работе и не берете домой?

Вы знаете, это вопрос не ко мне. Как только ты начинаешь делиться – вот здесь ты такой, а здесь ты такая маска – это очень, очень тяжелая история. Мне кажется, я одинаковый что на работе, что дома.

Быть счастливым – это…

Как только кто-то начинает делить счастье на какие-то компоненты, кусочки, пытается объяснить, что это, – это все полнейшая глупость. Счастье – это просто ощущение, оно либо есть, либо его нет, и бесполезно делить его на какие-то кусочки, как и любовь к женщине.(Смех.)


Комментариев нет: