1

Страницы

19.06.2019

Разговор с молодыми специалистами

«ЕСЛИ БИБЛИОТЕКАРЬ НЕ БУДЕТ РАЗВИВАТЬСЯ, НЕ БУДЕТ ВОСПРИНИМАТЬ КАКИХ-ТО ВЫЗОВОВ ВРЕМЕНИ, ОН БУДЕТ ЛИШНИМ В СОВРЕМЕННОЙ БИБЛИОТЕКЕ»

14 мая в рамках конгресса РБА в течение всего дня проходила секция, посвященная опыту, знаниям, навыкам и проектам молодых библиотекарей. Специально для нашего библиоблога я пообщалась с Надеждой Выропаевой (заведующей универсальным читальным залом Рязанской областной универсальной научной библиотеки им. М. Горького) и с Александром Шайдуровым (заведующим залом интеллектуального развития и досуга Челябинской областной библиотеки для молодежи).

В каком возрасте вы пришли работать в библиотеку?

Надежда: Я в семнадцать.

Александр: А я в двадцать лет.

С какими сложностями вы столкнулись, когда пришли работать в библиотеку?

Надежда: Если честно, тех сложностей, о которых говорят молодые библиотекари из других библиотек, у меня не было. Наверное, потому, что меня сразу принял старший коллектив. И у меня, скорее, была сложность понять, что мне хочется сделать в этой профессии. Сложность разобраться в себе – какая у меня цель в работе библиотекарем.

На тот момент я думала, что проработаю год и потом буду снова поступать на лингвистику. Но после того, как год я проработала, я поняла, что мне интересно работать, и я стала развивать музыкальное краеведение – делать мультимедийное издание. Потом, столкнувшись с тем, что мои друзья не понимают, почему я работаю в библиотеке, мне захотелось показать, что библиотека – это круто, а быть библиотекарем – здорово. В общем, сломать стереотип. Потом, наработав какой-то опыт, мне захотелось поделиться им со своими коллегами из других регионов – сделать что-то профессиональное и практическое.

Александр: А у меня были определенные сложности. Во-первых, я мало понимал в проектной деятельности и в проведении мероприятий. И когда я высказывал идеи, я не понимал, почему их не воспринимает коллектив и не готов их реализовывать. Во-вторых, безусловно, проблема в финансировании каких-то крупных проектов, идея которых мне кажется классной, но денег нет, и реализовывать все приходится, как говорится, на коленке. И была проблема со временем: мне не хватало времени для реализации крупных мероприятий – Библионочь, работа на городских площадках. Но потом я освоил тайм менеджмент, и все стало по-другому.

Как вы реагировали или реагируете на стереотипы, связанные с работой в библиотеке? Например, на такой самый расхожий стереотипный вопрос «А что, в библиотеки еще кто-то ходит? В библиотеках еще есть жизнь?»?

Надежда: Когда я только начала сталкиваться с такими стереотипами, я взрывалась, потому что мне было не понятно: как так? – ведь в библиотеке интересно. Потом стало понятно, что надо показывать на деле, что в библиотеках интересно. И мы объединились в команду молодых библиотекарей, потому что один в поле не воин. Мы стали реализовывать проекты для города, в которых молодежь могла бы поучаствовать не только в качестве зрителей, но и как соорганизаторы. Потому что когда человек вовлечен, он лучше тебя понимает. И сейчас нас молодежь отлично знает и знает, что библиотека Горького – это место, где поддержат и помогут реализовать проект.

Александр: Добавлю про себя: есть такой стереотип, что библиотекарь – это женская профессия, а тут молодой человек и библиотекарь Но ничего, сломали и такой стереотип.

А много было в начале подколов от друзей, что Вы парень и работаете в библиотеке?

Александр: Нет, подколов не было. Друзья знали, что я учился на референта аналитика информационных ресурсов. Но сейчас они все являются читателями нашей библиотеки и посетителями мероприятий. Друзья – это один из ресурсов выполнения достижения целей. (Смех.) Единственное, что на праздники, на день рожденья они всегда ждали от меня какую-нибудь литературную викторину. (Смех.)

А Вы их проводили?

Александр: Конечно! Например, смешные детективные истории по сюжетам из книг. И сейчас мы тоже такое практикуем. (Смех.)

В чем для вас заключается формула успеха для библиотекарей?

Александр: Формула успеха – в первую очередь, это команда. Это отзывчивость и правильное восприятие себя в пространстве, себя в библиотеке, себя в жизни. Профессионализм, взаимодействие, команда – сумма всего этого и будет формулой успеха.

Надежда: Соглашусь с Сашей, потому что команда очень много значит. И надо понимать, кем ты являешься в этой команде, каким винтиком. И понимать, что люди, которые с тобой в одной команде, – это не враги, а твои друзья, на которых ты можешь положиться. И, на мой взгляд, это самая главная формула успеха – люди, которые тебя окружают.

Современному библиотекарю, по сути, невозможно ограничиться только библиотечным или филологическим факультетом. Какие знания и из каких областей библиотекарю сегодня стоит привносить в свою профессию? Что читать или смотреть? Чему учиться?

Надежда: Я считаю, очень важно уметь вести переговоры, уметь рекламировать себя и свою профессию. То есть знания маркетинга очень важны. Как принимать людей в библиотеке, чтобы они захотели приходить – это клиентоориентированность, этому тоже важно учиться.

Александр: Я добавлю, что реклама – это важный инструмент продвижения и библиотеки, и библиотекаря, и книги, и чтения. Мне бы еще хотелось, чтобы библиотекари знали механизмы и инструменты социального медиа. И, конечно же, я очень хочу, чтобы все библиотекари овладели навыками ораторского искусства и иностранными языками.

Надежда: Иностранный язык очень важен. Я говорю так на примере нашей библиотеки. К нам ходит очень много студентов-иностранцев, и не все еще хорошо знают русский язык, и азы иностранного языка здесь очень важны даже для того, чтобы просто поздороваться. Это важно, чтобы люди чувствовали себя, как дома, в чужой стране.

Про маркетинг, социальные медиа и иностранный язык понятно. А почему ораторское искусство?

Александр: Потому что библиотекарю важно доносить информацию до своих коллег, до партнеров, до спонсоров. Есть классный проект, классная идея, но для реализации нужны деньги, нужно найти спонсора. И если библиотекарь не сможет обосновать, почему ему нужны деньги или другие ресурсы – например, люди – идея так и останется лежать в столе.

Надежда: И, наверно, каждый библиотекарь должен быть немного психологом, чтобы в той или иной ситуации понимать, как лучше себя вести.

Насколько, на ваш взгляд, библиотекари открыты, чтобы себя так развивать?

Надежда: Как и в любой профессии, есть люди, которые открыты, чтобы развиваться. И это не зависит от возраста, тут играет роль человеческий фактор. В большинстве библиотекари сейчас открыты для новых знаний, для новых навыков.

Александр: Мне кажется, что библиотекарь никогда не должен стоять на месте, потому что библиотека как организм – он постоянно находится в движении, в развитии, в модернизации. Поэтому, если библиотекарь не будет развиваться,  не будет воспринимать каких-то вызовов времени, он просто будет лишним в современной библиотеке.

Как выглядит для вас портрет современного библиотекаря?

Надежда: Это человек, который постоянно развивается, который открыт для всего нового, который может не только посоветовать читателю книгу, но и научить чему-то, показать круг возможностей. Это такой человек-трансформер.

Александр: А я с ответом на этот вопрос немного растерялся. Безусловно, это специалист высокой квалификации, улыбчивый, добрый, разносторонне развитый, обладающий навыками психологического управления читателями – раз уж мы сказали про клиентоориентированности. И безусловно, это умный, эрудированный, начитанный человек, который в том числе разбирается и в интернет потоках информации, умеет отделять качественные интернет источники от некачественных.

И завершающий вопрос. На одной из секций конгресса РБА обсуждалось, что библиотека не должна быть досуговым учреждением, что библиотека – это именно просветительское учреждение. Каково ваше мнение? Возможно, все не так категорично и есть какое-то процентное соотношение просветительского и досугового?

Надежда: В моем понимании, библиотека – это комплекс, где должно быть не процентное соотношение, а всего в меру. Это и информационный центр, и культурный центр, и образовательный центр. Но когда мы говорим про культурный и образовательный центры, это не про просто досуговые мероприятия, а самообразовательные. И ни одна из этих функций, ни один из этих центров не должен страдать, не должно быть перекоса. Тогда библиотека будет гармонично развиваться.

Александр: А я думаю, что любое мероприятие, любая акция, любой мастер-класс – все, что проводится в библиотеке – это всегда не только досуговое, но и информативное мероприятие, направленное на развитие, на обогащение какими-то новыми знаниями и, конечно же, на рекламу книги. 


Комментариев нет: