«ЕСЛИ БИБЛИОТЕКАРЬ НЕ БУДЕТ РАЗВИВАТЬСЯ, НЕ БУДЕТ ВОСПРИНИМАТЬ КАКИХ-ТО ВЫЗОВОВ ВРЕМЕНИ, ОН БУДЕТ ЛИШНИМ В СОВРЕМЕННОЙ БИБЛИОТЕКЕ»
14
мая в рамках конгресса РБА в течение всего дня проходила секция, посвященная опыту,
знаниям, навыкам и проектам молодых библиотекарей. Специально для нашего
библиоблога я пообщалась с Надеждой Выропаевой (заведующей универсальным
читальным залом Рязанской областной универсальной научной библиотеки им. М.
Горького) и с Александром Шайдуровым (заведующим залом интеллектуального
развития и досуга Челябинской областной библиотеки для молодежи).
Надежда:
Я в семнадцать.
Александр:
А я в двадцать лет.
С
какими сложностями вы столкнулись, когда пришли работать в библиотеку?
Надежда:
Если честно, тех сложностей, о которых говорят молодые библиотекари из других
библиотек, у меня не было. Наверное, потому, что меня сразу принял старший
коллектив. И у меня, скорее, была сложность понять, что мне хочется сделать в
этой профессии. Сложность разобраться в себе – какая у меня цель в работе
библиотекарем.
На тот момент я думала, что проработаю год и потом
буду снова поступать на лингвистику. Но после того, как год я проработала, я
поняла, что мне интересно работать, и я стала развивать музыкальное краеведение
– делать мультимедийное издание. Потом, столкнувшись с тем, что мои друзья не
понимают, почему я работаю в библиотеке, мне захотелось показать, что
библиотека – это круто, а быть библиотекарем – здорово. В общем, сломать
стереотип. Потом, наработав какой-то опыт, мне захотелось поделиться им со
своими коллегами из других регионов – сделать что-то профессиональное и
практическое.
Александр:
А у меня были определенные сложности. Во-первых, я мало понимал в проектной
деятельности и в проведении мероприятий. И когда я высказывал идеи, я не
понимал, почему их не воспринимает коллектив и не готов их реализовывать.
Во-вторых, безусловно, проблема в финансировании каких-то крупных проектов,
идея которых мне кажется классной, но денег нет, и реализовывать все приходится,
как говорится, на коленке. И была проблема со временем: мне не хватало времени
для реализации крупных мероприятий – Библионочь, работа на городских площадках.
Но потом я освоил тайм менеджмент, и все стало по-другому.
Как
вы реагировали или реагируете на стереотипы, связанные с работой в
библиотеке? Например, на такой самый расхожий стереотипный вопрос «А что, в
библиотеки еще кто-то ходит? В библиотеках еще есть жизнь?»?
Надежда: Когда
я только начала сталкиваться с такими стереотипами, я взрывалась, потому что
мне было не понятно: как так? – ведь в библиотеке интересно. Потом стало
понятно, что надо показывать на деле, что в библиотеках интересно. И мы
объединились в команду молодых библиотекарей, потому что один в поле не воин.
Мы стали реализовывать проекты для города, в которых молодежь могла бы
поучаствовать не только в качестве зрителей, но и как соорганизаторы. Потому
что когда человек вовлечен, он лучше тебя понимает. И сейчас нас молодежь
отлично знает и знает, что библиотека Горького – это место, где поддержат и
помогут реализовать проект.
Александр:
Добавлю про себя: есть такой стереотип, что библиотекарь – это женская
профессия, а тут молодой человек и библиотекарь Но ничего, сломали и такой
стереотип.
А
много было в начале подколов от друзей, что Вы парень и работаете в библиотеке?
Александр:
Нет, подколов не было. Друзья знали, что я учился на референта аналитика
информационных ресурсов. Но сейчас они все являются читателями нашей библиотеки
и посетителями мероприятий. Друзья – это один из ресурсов выполнения достижения
целей. (Смех.) Единственное, что на
праздники, на день рожденья они всегда ждали от меня какую-нибудь литературную
викторину. (Смех.)
А
Вы их проводили?
Александр: Конечно!
Например, смешные детективные истории по сюжетам из книг. И сейчас мы тоже
такое практикуем. (Смех.)
В
чем для вас заключается формула успеха для библиотекарей?
Александр:
Формула успеха – в первую очередь, это команда. Это отзывчивость и правильное
восприятие себя в пространстве, себя в библиотеке, себя в жизни. Профессионализм,
взаимодействие, команда – сумма всего этого и будет формулой успеха.
Надежда:
Соглашусь с Сашей, потому что команда очень много значит. И надо понимать, кем
ты являешься в этой команде, каким винтиком. И понимать, что люди, которые с
тобой в одной команде, – это не враги, а твои друзья, на которых ты можешь положиться.
И, на мой взгляд, это самая главная формула успеха – люди, которые тебя
окружают.
Современному
библиотекарю, по сути, невозможно ограничиться только библиотечным или
филологическим факультетом. Какие знания и из каких областей библиотекарю
сегодня стоит привносить в свою профессию? Что читать или смотреть? Чему
учиться?
Надежда:
Я считаю, очень важно уметь вести переговоры, уметь рекламировать себя и свою
профессию. То есть знания маркетинга очень важны. Как принимать людей в
библиотеке, чтобы они захотели приходить – это клиентоориентированность, этому
тоже важно учиться.
Александр: Я
добавлю, что реклама – это важный инструмент продвижения и библиотеки, и
библиотекаря, и книги, и чтения. Мне бы еще хотелось, чтобы библиотекари знали
механизмы и инструменты социального медиа. И, конечно же, я очень хочу, чтобы
все библиотекари овладели навыками ораторского искусства и иностранными
языками.
Надежда:
Иностранный язык очень важен. Я говорю так на примере нашей библиотеки. К нам
ходит очень много студентов-иностранцев, и не все еще хорошо знают русский
язык, и азы иностранного языка здесь очень важны даже для того, чтобы просто
поздороваться. Это важно, чтобы люди чувствовали себя, как дома, в чужой
стране.
Про
маркетинг, социальные медиа и иностранный язык понятно. А почему ораторское
искусство?
Александр:
Потому что библиотекарю важно доносить информацию до своих коллег, до
партнеров, до спонсоров. Есть классный проект, классная идея, но для реализации
нужны деньги, нужно найти спонсора. И если библиотекарь не сможет обосновать,
почему ему нужны деньги или другие ресурсы – например, люди – идея так и
останется лежать в столе.
Надежда: И,
наверно, каждый библиотекарь должен быть немного психологом, чтобы в той или иной
ситуации понимать, как лучше себя вести.
Насколько,
на ваш взгляд, библиотекари открыты, чтобы себя так развивать?
Надежда:
Как и в любой профессии, есть люди, которые открыты, чтобы развиваться. И это
не зависит от возраста, тут играет роль человеческий фактор. В большинстве
библиотекари сейчас открыты для новых знаний, для новых навыков.
Александр:
Мне кажется, что библиотекарь никогда не должен стоять на месте, потому что
библиотека как организм – он постоянно находится в движении, в развитии, в
модернизации. Поэтому, если библиотекарь не будет развиваться, не будет воспринимать каких-то вызовов
времени, он просто будет лишним в современной библиотеке.
Как
выглядит для вас портрет современного библиотекаря?
Надежда: Это
человек, который постоянно развивается, который открыт для всего нового,
который может не только посоветовать читателю книгу, но и научить чему-то,
показать круг возможностей. Это такой человек-трансформер.
Александр:
А я с ответом на этот вопрос немного растерялся. Безусловно, это специалист
высокой квалификации, улыбчивый, добрый, разносторонне развитый, обладающий
навыками психологического управления читателями – раз уж мы сказали про
клиентоориентированности. И безусловно, это умный, эрудированный, начитанный
человек, который в том числе разбирается и в интернет потоках информации, умеет
отделять качественные интернет источники от некачественных.
И
завершающий вопрос. На одной из секций конгресса РБА обсуждалось, что
библиотека не должна быть досуговым учреждением, что библиотека – это именно просветительское
учреждение. Каково ваше мнение? Возможно, все не так категорично и есть
какое-то процентное соотношение просветительского и досугового?
Надежда:
В моем понимании, библиотека – это комплекс, где должно быть не процентное
соотношение, а всего в меру. Это и информационный центр, и культурный центр, и
образовательный центр. Но когда мы говорим про культурный и образовательный
центры, это не про просто досуговые мероприятия, а самообразовательные. И ни
одна из этих функций, ни один из этих центров не должен страдать, не должно
быть перекоса. Тогда библиотека будет гармонично развиваться.
Александр:
А я думаю, что любое мероприятие, любая акция, любой мастер-класс – все, что
проводится в библиотеке – это всегда не только досуговое, но и информативное
мероприятие, направленное на развитие, на обогащение какими-то новыми знаниями и,
конечно же, на рекламу книги.
Комментариев нет:
Отправить комментарий