1

Страницы

12.09.2019

Мы не одни в этом мире

Уже четыре года в Центральной городской библиотеке им. Л.Н. Толстого есть проект «Подари мне чтения доброго». Проект придуман для детей, которые находятся в стационаре центра детской психоневрологии. Идея проекта принадлежит Ольге Игоревне Крупий (начальник отдела кадров центра детской психоневрологии) и Наталье Викторовне Гороховой (заведующая сектором абонемент отдела библиотечных услуг ЦГБ им. Л.Н. Толстого).
Помимо мероприятий проекта «Подари мне чтения доброго» библиотекари приходят к детям и на мероприятия центра. Например, на праздник к первому сентября, который в этом году прошел 30 августа. На этом празднике побывала и я.



На коленях у Натальи Викторовны сидит Савва, Саввенок – так называет Савву его папа. Саввенку три года, и он не разговаривает, зато с удовольствием листает книги о животных и показывает мне птиц, изображенных на картинках, – машет руками. От папы Саввенка я узнаю, что Саввенок очень любит животных – самых разных – и что у них дома, на подоконнике, целый игрушечный зоопарк маленьких пластмассовых зверей и птиц – около двухсот. Почему-то меня это очень трогает. Наверно, это откликается то, как я в детстве любила расставлять свои игрушки. И я чувствую общность с трехлетним Саввенком, который сидит на коленях у моей коллеги и машет руками, показывая мне сов и пингвинов.


Пока я общаюсь с Саввенком и его папой, Наталья Викторовна проводит викторину. В плетенке лежат записки с цифрами – это номера вопросов: вытягиваешь записку с цифрой – отвечаешь на вопрос под этим номером. «Здесь важна сама игра, детям ведь интересно, когда есть еще и игра, – говорит мне Наталья Викторовна до начала праздника. – А вопросы я стараюсь задавать, ориентируясь на ребенка. Ты пойми, дети здесь разные, здесь особенно важно это учитывать».

Викторина детская – по детским книгам, сказкам и мультикам, – но родители с удовольствием участвуют, помогая детям. Потому что для кого-то из детей куда большим достижением является суметь вытащить записку с цифрой из плетенки, чем ответить на вопрос «Как назывался город, в котором жил Незнайка?». И такие маленькие достижения восхищают, потому что на самом деле они совсем не маленькие. Это очень возвращает к себе и к своей жизни, к тому, чтобы ценить то, что уже давно привычно обесценивать. И еще позволяет отделиться от странного единого мерила удач и неудач, успехов и провалов: быть разным и давать разному быть – не фантастика, не великое значение, а норма.



«Дети бывают очень разные, когда мы приходим. С этим никогда не угадаешь: кому-то сложно долго сидеть и слушать, как читают вслух, кто-то смущается, потому что пальчики не слушаются и сложно сделать, например, ту же закладку – у нас есть такие мастер-классы. Поэтому мы стараемся подготовиться так, чтобы можно было что-то менять уже по ходу, – рассказывает Наталья Викторовна. – Мы читаем немного, потом спрашиваем «Хотите ли еще, чтобы вам почитали?» – и если говорят, что хотят, мы читаем дальше, если не хотят, мы играем в викторину или что-то делаем: закладки, открытки, простую тряпичную куколку. Иногда дети хотят прочитать нам стихи. У них получается по-разному, конечно. Но здесь им важно показать себя перед другими ребятами, продемонстрировать, что они знают. – После паузы Наталья Викторовна добавляет: – Но дети там, в центре, очень любят обниматься. Они нам всегда рады».

Основной вопрос, о котором мне хотелось написать этот текст, – почему проект «Подари мне чтения доброго» важен? почему такие проекты важно делать и важно, чтобы таких проектов было больше?

«Я по образованию учитель русского языка и литературы, поэтому я считаю, что книга как маяк, как навигатор. Книги важны для ребенка, чтение очень развивает и формирует», – Говорит Ольга Игоревна Крупий.

«Помимо того, что мы приходим рассказать детям о книгах, мы приходим еще и в больницу, где эти дети лежат. А лежать в больнице не слишком приятно. Мы приходим поддержать детей, которые проходят лечение, – отвечает на мой вопрос Наталья Викторовна. – Наверно, можно сказать, что этот проект, чтобы поддержать детей, показать им, что они не одни в этом мире».





1 комментарий:

Ирина Иванова комментирует...

Такая добрая статья. Коллеги молодцы!!!