1

Страницы

03.10.2019

О книге Марка Z Данилевского «Дом листьев»

Марк Z Данилевский (1966) – американский писатель-экспериментатор. Его первый и самый известный роман «Дом листьев» некоторые считают образцом постпостмодерна.


Мои знакомые, прочитавшие «Дом листьев» называют его лучшим литературным хоррором. Другие – не читавшие, а узнавшие о книге Марка Данилевского из моих впечатлений – высказываются в диапазоне от «Ого! Теперь я хочу это прочитать» до «Это для таких книжных психов, как ты».

Я же, впервые услышав о романе «Дом листьев», сразу безумно захотела его прочитать. Конечно, «безумно захотела прочитать» можно сказать о большинстве прочитанных мной книг. Но с «Домом листьев», на мой взгляд, случай особый. То, как сложно организован этот роман, завораживает. А графическая форма, которой представлен текст, здесь так же увлекательна и важна, как и содержание книги.

Одна из сложностей организации текста «Дома листьев» в том, что Марк Данилевский очень плотно наслаивает три сюжетных линии друг на друга. Если учесть, что две из трех сюжетных линий – ссылки и ссылки на ссылки, оборванные или как будто вовсе не относящиеся к основному повествованию размышления и комментарии, а еще цитаты и рассуждения, принадлежащие как реально жившим или живущим, так и фейковым людям. И это вынуждает читателя не раз листать книгу туда-обратно и не раз перечитывать уже прочитанное. Или то и дело лезть в гугл, поскольку очень хочется разобраться, что и где является вымыслом. У одного моего знакомого экземпляр «Дома листьев» сплошь в закладках и пометках. Кто-то вообще заводит для пометок тетрадь. И такое чтение – литературный квест – очень затягивает.

Центральный сюжет рассказывает о некой пленке некого Уила Нэвидсона. – фотографа и пулитцеровского лауреата, переехавшего со своей женой и детьми в дом где-то в Вирджинии. Причиной переезда стала угроза развода, поскольку Уилл на протяжении десяти лет уделял больше времени работе, чем семье. Одно из условий налаживания супружеских отношений – отказ Уилла от командировок. Но Нэвидсон не может сидеть без дела: он развешивает по всему дому камеры, решив снять документальный фильм про свои семейные отношения.

И тут внезапно выясняется, что в доме есть простенки, комнаты и коридоры, которых нет на плане здания. Более того, оказывается, что изнутри дом больше, чем снаружи. С этого момента Невидсон начинает исследование и съемку уже самого дома. Так появляется пленка Невидсона.

Но существует ли пленка Невидсона на самом деле – я имею в виду мир романа – совершенно не понятно. А если существует, то где она? И как ослепший за долго до ее появления старик Дзампано видел и теперь анализирует ее? А ведь есть еще Джонни Труэнт, разбирающий после смерти Дзампано его записи об этой пленке.

Меня, находящуюся еще на середине книги, завораживает дом, в котором живут Невидсоны. Завораживает идея игры пространства с живущими в нем. Вроде как – я это слышала исключительно в одной из лекций Дмитрия Быкова – Марк Данилевский говорил, что «Дом листьев» написан о любви, а дом – метафора того, как в близости отношений другой человек вдруг оказывается бесконечностью неизведанных пространств, способных смещаться, трансформироваться, сводить с ума и поглощать во тьму. Не знаю, так ли это про идею и метафору в романе Данилевского, но для жизни звучит убедительно.



Комментариев нет: