1

Страницы

03.12.2020

А почему читаете Вы?

– А я не читаю книг, потому что мне своих мыслей достаточно, – сказала мне лет десять назад одна моя знакомая. Сказано это было (как мне сейчас кажется), когда я взахлеб рассказывала ей о какой-то очередной только прочитанной мною книге. 

Мой рассказ прервался, повисла пауза. Что последовало за этой паузой, уже не помню. Но точно не разговор о том, что для каждой из нас чтение художественной литературы. А жаль. И, может быть, жаль, что я тогда не спросила себя: «Почему я так много читаю?» – я бы узнала себя чуть лучше. Я бы узнала, что люблю читать в том числе потому, что люблю, когда мне рассказывают истории. 

Десять лет спустя я по-прежнему много читаю, потому что люблю истории. Я люблю истории и в жизни: я люблю наблюдать, подмечать занятные пересечения и повороты, совпадения, отголоски. Я люблю драматическое переплетение судеб в «Докторе Живаго». Люблю замысловатую причудливость, перекрученность сюжетов в цикле «В глубине Великого Кристалла». 

Читая романы из «Человеческой комедии» Бальзака, я гораздо больше завораживалась единством сюжетного пространства, чем философской концепцией автора. То, что «Человеческая комедия» была задумана, и как параллель, и как оппозиция «Божественной комедии» Данте, или то, как продумана трехуровневая структура этого произведения, вызывает во мне восторг идеей и масштабом работы. Но то, что кто-то из персонажей, о котором мы прочитали в одной книге, может повстречаться нам в следующей или только быть упомянут, или наоборот – стать главным героем, или, возможно, не повстречаться больше совсем, приближает для меня «Человеческую комедию» к жизни. 

На перетасовке и пересечении персонажей построена книга Ксении Букши «Открывается внутрь».  Это сборник рассказов. Хотя в какой-то момент чтения книга может восприниматься, как роман, а каждый из рассказов – как глава, которую уже сложно представить обособленным текстом. Особенно сильно это ощущение, когда читаешь третью, завершающую, часть. 

Когда один герой попеременно становится второстепенным и главным персонажами, позволяет нам, читателям, менять ракурс восприятия. Даже если герой не сам рассказывает свою историю, если его историю рассказывает автор, он открывается нам изнутри. Вернее, герой открывается внутрь, когда его история оказывается для нас более отчетливой, выхваченной из множества других историй, приближенной, очерченной. На мой взгляд, это одно из самого интересного – возможность увидеть ситуацию глазами разных ее участников – и непосредственных, и свидетелей. 

Сюжетов, построенных на таком приеме, много. Например, роман «Превратности любви» Андрэ Моруа, где в первой части повествование идет от лица мужчины, а во второй – от лица женщины. Подобный прием используется и в детективах – Роберт Гэлбрейт «На службе зла», где чередуются главы расследования и главы о преступнике, с одной стороны служащие читателю подсказкой, с другой – написанные так мастерски, что догадаться, кто убийца, до развязки все-таки не удается.

Любовь к историям – одна из причин моей любви к чтению. А почему читаете Вы?

Комментариев нет: