1

Страницы

24.01.2019

Гжелевая встреча с Ольгой Востриковой

12 января в городской библиотеке № 6 Ольга Вострикова, тульский блогер и главный редактор «Тульских брендов», провела гжелевое чаепитие. Это уже вторая гжелевая встреча, первая прошла осенью 2018 года в модельной библиотеке № 8. По словам Ольги Востриковой, чаепитие – новый, только осваиваемый формат для тульских библиотек.
                                        

«Приобретая изделия гжелевой стилистики, я не ставила перед собой коллекционной цели. Мне просто нравилась сине-белая цветовая гамма и растительные орнаменты, выполненные вручную. Единственный мотивирующий посыл покупки этих предметов – их необходимость в быту, – говорит Ольга Вострикова. – Повседневное использование гжелевых изделий дает мне ощущение спокойствия, искренности и чистоты. Также доставляет удовольствие – неповторимость рисунков».
                                   

Гжелевые встречи в библиотеках появились «по следам» выставки «Созданное сердцем», прошедшей в музее им. В.В. Вересаева в прошлом году. Вдохновительницей выставки была Виктория Ткач, директор музея им. В.В. Вересаева. С тех пор гжель Ольги Востриковой, которая и составила экспозицию, и в шутку, и в серьез называют коллекцией.

Коллекция состоит из изделий шести крупнейших производств гжельского куста, и двух авторских мастерских – Игоря Морозова и супругов Любови и Алексея Сидоровых. Ниже публикуем некоторые факты из истории гжели и гжелевого производства, рассказанные Ольгой Востриковой на встрече.

Гжелевая керамика известна с XIV века. Первое официальное упоминание о Гжели, как керамическом центре (Прим. Село Гжель, которое находится в 60 км от Москвы, дало название промыслу.), засвидетельствовано в Духовной грамоте Великого князя Ивана Калиты в 1339 году. А в 10-е годы XIX века на гжелевой земле был основан первый фарфоровый завод.

Изначально гжелевая роспись была цветной. К середине XVIII века Гжель обретает славу крупного гончарного района, производящего майолику – с многоцветной росписью по белому фону. Мода на бело-синий фарфор (кобальтовая роспись) пришла в Россию в XIX веке вместе с голландскими изразцами. Но окончательный переход к монохрому произойдет только через столетие – в послевоенные годы, и то не сразу. В изделиях 50-60-х годов Турыгинского завода кооперативной артели «Художественная керамика» (Прим. Деревня Турыгино, Московская область.) еще можно встретить трехцветную роспись, хоть и редко.

Несмотря на столетия промысла, самой ценной считается гжель из 70-х и 80-х. Сейчас наиболее ценится гжель, выпускаемая авторами, которые сформировали стилистику гжели в 70 - 80-е годы XX века. На изделиях каждый мастер ставит личную подпись или штамп – свой, или завода, если он там работает.



Имя гжелевой розы – «агашка». Самый распространенный сюжет гжельской росписи придумала  художница Дулёвского фарфорового завода – Агафья Степановна Кустарева. Этот сюжет – розу – назвали ее именем – «агашка». Она расписывается «одной кистью». Перед тем, как наносить рисунок, кисть единожды окунается в кобальтовую краску. Таким образом каждый последующий мазок отличается от предыдущего насыщенностью, что обусловлено расходованием краски.

У клейма в виде храма своя связь с историей гжели. В клейме Гжельского фарфорового завода используется образ старообрядческой церкви святого Георгия в Ново-Харитоново. (Прим. В 1818 году в старообрядческом Гжельском селе Ново-Харитоново местный удельный крестьянин Яков Васильевич Кузнецов открыл свое первое предприятие, ставшее в XX веке Гжельским фарфоровым заводом.) Церковь была построена на деньги правнука Кузнецова в честь столетия победы над Наполеоном. В храме был размещен фаянсовый эмалевый иконостас, удостоенный награды на Всемирной выставке в Париже в 1900 году.

Клеймо «Gzhel» – привет из 90-х. Клеймо «GZHEL. Hand-made in Russia» - появилось на изделиях в 1991 году. По-видимому, такое «преобразование» связано с развалом СССР и в начавшемся тогда ориентировании на иностранного покупателя.




Комментариев нет: