12
января в городской библиотеке № 6 Ольга Вострикова, тульский блогер и главный
редактор «Тульских брендов», провела гжелевое чаепитие. Это уже вторая гжелевая
встреча, первая прошла осенью 2018 года в модельной библиотеке № 8. По словам
Ольги Востриковой, чаепитие – новый, только осваиваемый формат для тульских
библиотек.
«Приобретая
изделия гжелевой стилистики, я не ставила перед собой коллекционной цели. Мне
просто нравилась сине-белая цветовая гамма и растительные орнаменты,
выполненные вручную. Единственный мотивирующий посыл покупки этих предметов –
их необходимость в быту, – говорит Ольга Вострикова. – Повседневное
использование гжелевых изделий дает мне ощущение спокойствия, искренности и
чистоты. Также доставляет удовольствие – неповторимость рисунков».
Гжелевые встречи в
библиотеках появились «по следам» выставки «Созданное сердцем», прошедшей в
музее им. В.В. Вересаева в прошлом году. Вдохновительницей выставки была
Виктория Ткач, директор музея им. В.В. Вересаева. С тех пор гжель Ольги Востриковой,
которая и составила экспозицию, и в шутку, и в серьез называют коллекцией.
Коллекция состоит
из изделий шести крупнейших производств гжельского куста, и двух авторских
мастерских – Игоря Морозова и супругов Любови и Алексея Сидоровых. Ниже публикуем некоторые факты из
истории гжели и гжелевого производства, рассказанные Ольгой Востриковой на
встрече.
Гжелевая керамика известна с XIV века. Первое официальное упоминание о Гжели, как керамическом центре (Прим. Село Гжель, которое находится в 60 км от Москвы, дало название промыслу.), засвидетельствовано в Духовной грамоте Великого князя Ивана Калиты в 1339 году. А в 10-е годы XIX века на гжелевой земле был основан первый фарфоровый завод.
Изначально
гжелевая роспись была цветной. К середине XVIII века Гжель обретает славу
крупного гончарного района, производящего майолику – с многоцветной росписью по
белому фону. Мода на бело-синий фарфор (кобальтовая роспись) пришла в Россию в
XIX веке вместе с голландскими изразцами. Но окончательный переход к монохрому
произойдет только через столетие – в послевоенные годы, и то не сразу. В
изделиях 50-60-х годов Турыгинского завода кооперативной артели «Художественная
керамика» (Прим. Деревня Турыгино, Московская область.) еще можно встретить
трехцветную роспись, хоть и редко.
Несмотря
на столетия промысла, самой ценной считается гжель из 70-х и 80-х. Сейчас
наиболее ценится гжель, выпускаемая авторами, которые сформировали стилистику
гжели в 70 - 80-е годы XX
века. На изделиях каждый мастер ставит личную подпись или штамп – свой, или
завода, если он там работает.
Имя
гжелевой розы – «агашка». Самый
распространенный сюжет гжельской росписи придумала художница Дулёвского фарфорового завода –
Агафья Степановна Кустарева. Этот сюжет – розу – назвали ее именем – «агашка». Она
расписывается «одной кистью». Перед тем, как наносить рисунок, кисть единожды
окунается в кобальтовую краску. Таким образом каждый последующий мазок
отличается от предыдущего насыщенностью, что обусловлено расходованием краски.
У
клейма в виде храма своя связь с историей гжели. В
клейме Гжельского фарфорового завода используется образ старообрядческой церкви
святого Георгия в Ново-Харитоново. (Прим.
В 1818 году в старообрядческом Гжельском селе Ново-Харитоново местный удельный
крестьянин Яков Васильевич Кузнецов открыл свое первое предприятие, ставшее в XX веке Гжельским фарфоровым заводом.)
Церковь была построена на деньги правнука Кузнецова в честь столетия победы над
Наполеоном. В храме был размещен фаянсовый эмалевый иконостас, удостоенный
награды на Всемирной выставке в Париже в 1900 году.
Клеймо
«Gzhel»
– привет из 90-х. Клеймо
«GZHEL. Hand-made in Russia» - появилось на изделиях в 1991
году. По-видимому, такое «преобразование» связано с развалом СССР и в
начавшемся тогда ориентировании на иностранного покупателя.
Комментариев нет:
Отправить комментарий