1

Страницы

01.07.2019

О «Жалобной Книге» Макса Фрая


Макс Фрай – литературный псевдоним, объединяющий супругов-соавторов: Светлану Мартынчик и Игоря Степина. Супруги не задумывались о писательской карьере – им просто нравилось сочинять истории о вымышленных мирах. Именно из таких историй в 1995 году появилась первая книга о приключениях сэра Макса в Ехо.
«Жалобная книга», которую объединяют в трилогию с двумя книгами «Энциклопедии мифов», была написана после 2001 года, когда псевдоним Макса Фрая уже был раскрыт. Сейчас под именем Макс Фрай пишет только Светлана Мартынчик.

Среди моих читательских предпочтений книги Макса Фрая значатся как «антидепрессанты». Пожалуй, все дело в отношении к жизни, которое транслируют почти все его герои. Они влюблены в жизнь и открыты приключениям, которые она им предлагает.

Да, мир Макса Фрая теплый, дружелюбный, готовый дарить подарки и кутать в пушистые пледы всех желающих – только позволь себе ему довериться. Но, во-первых, я сегодня про «антидепрессанты», хотя в основном в список моих любимых книг входят такие, что выворачивают наизнанку и перетряхивают нутро. А во-вторых, кто сказал, что у жизни нет и такой грани, о которой пишет Макс Фрай? Впрочем, от некоторых жизней, которые проживают герои-накхи, передергивает и внутри холодеет.

По Максу Фраю накхи (главные герои «Жалобной книги») – люди, способные «читать» других людей. В данном случае «читать» – это способность, исполнив небольшой ритуал, как бы попадать «в шкуру» другого человека, прослеживать жизнь этого другого, знать его мысли и испытывать его чувства. В последствии человек, «в шкуру» которого влез накх, утрачивает ту насыщенность эмоциональных переживаний, с которыми он мог бы прожить свою жизнь. Так что в каком-то смысле накхи проживают жизнь за ее владельца. В накховании есть еще ряд нюансов, но их я спойлерить не буду.

В трилогии о накхах, как и в рассказах Макса Фрая, фантастическое сопровождает повседневность: передвигается по параллельным улочкам, располагается в неприметных проулках и дворах, облюбовывает себе укромные кофейни. На фантастическое можно наткнуться, если самому захотеть и позвать его в свою жизнь. Или если оно само вдруг по той или иной причине вас облюбует – а если облюбует, то уже не отстанет. Так собственно и происходит с героями «Жалобной книги».

Знакомство героев, которое выглядит случайностью, становится началом анфилады событий, показывающих, как могут преломляться время и пространство, как причудливо может выстраиваться вероятность этих самых событий, как иногда при видимом наличии выбора никакого выбора нет.

Почему я считаю «Жалобную книгу» антидепрессантом? Потому что, пока я ее читаю, я чувствую, как постепенно, очень мягко и бережно, как будто приобняв меня за плечи, что-то разворачивает меня обратно к моей жизни.

К сожалению, «Жалобная книга» в наших библиотеках отсутствует, но Вы можете познакомиться с другими произведениями Макса Фрая:
«Власть несбывшегося: книга из цикла «Лабиринты Ехо» (модельная библиотека №3);
«Вся правда о нас»  (библиотечно-информационный комплекс);
«Слишком много кошмаров» (детская библиотека №11);
«Обжора- хохотун: история, рассказанная сэром Мелифаро» (городская библиотека №20);
«Тайна Клуба Дубовых Листьев»  (ЦГБ им. Л.Н. Толстого, модельная библиотека №8)

Комментариев нет: