1

Страницы

23.10.2019

Кратко о пятом молодежном библиотечном конвенте

15 и 16 октября в Москве прошел пятый Российский молодежный библиотечный конвент Российской государственной библиотеки для молодежи (РГБМ). Кратко расскажу, что было на конвенте вообще, и чуть подробней о том, что лично мне показалось важным.



От слов Ирины Михновой (прим. директор РГБМ, вице-президент Российской библиотечной ассоциации, член Совета при президенте РФ по русскому языку), что разделять жизнь на реальную и виртуальную – ошибка, я почувствовала облегчение, выдохнула: ну, наконец-то это произнесено. Жизнь едина и реальность тоже едина. Но сложно сказать, сколько времени понадобится, чтобы эта мысль была услышана, принята и освоена.

А вот, по моим ощущениям, противопоставление молодежи и прочих читательских групп остается. И совершенно не ясно, кто эти «молодежь» (хотя бы какие возрастные рамки) и почему этих людей (наверняка очень разных) так бойко объединяют. Выступление Юлии Зубок (прим. доктор социологических наук, профессор, руководитель Центра социологии молодежи института социально-политических исследований РАН) – вроде должное все это прояснить – меня озадачило: отсутствие выраженного конфликта «отцов и детей», гибкость понятия «норма» и деформация социологического термина «девиация». Что поделать, психология мне ближе, так что я воспринимаю перечисленное иной оптикой.



Из точно любопытного для работы я бы выделила: портал «Культура.РФ», платформу «Artefact», единую информационную систему «Добровольцы России» и «Библиотечную школу цифровой грамотности» РГБМ. Также рекомендую посетить новую центральную библиотеку «Oodi» в Хельсинки (Финляндия).  «Oodi» (прим. в переводе на русский – ода, то есть посвящение) была открыта 5 декабря 2018 года, в канун Дня независимости Финляндии, как подарок государства своим гражданам.



От Российской государственной библиотеки для молодежи я до сих пор под впечатлением. И от масштабов пространства, и от того, как гармонично это пространство освоено и продолжает осваиваться. В такую библиотеку хочется приходить, чтобы поработать или отдохнуть за чтением книг или слушанием музыки.

И что меня особо впечатлило – наличие в штате двух психологов. Это насколько я поняла, психологи проводят тренинговые занятия с сотрудниками библиотеки, но в основном они работают с читателями как в формате индивидуальных консультаций, так и в формате групповой работы. На мой взгляд, это важно, поскольку я часто слышала и слышу от библиотекарей, что библиотекарь может и даже должен быть психологом. Для меня здесь кроется то ли недооценивание профессии психолога, то ли какая-то путаница в означающем и означаемом.




Во второй день конвента я отправилась на психологический тренинг «Я и моя деятельность». И я очень благодарна ведущей этого тренинга Марии Ефимовой (прим. заведующая сектором психологической поддержки и адаптации молодежи РГБМ, психоаналитик, основатель и руководитель клуба «В гостях у дядюшки Юнга») за то, что она напомнила про очень важные базовые и ресурсные вещи.

1. Благодарить. С детства вдалбливаемое «спасибо» – волшебное слово – остается волшебным словом и оно дает ощущение своей значимости и ценности, значимости и ценности проделанной работы. А ощущение своей значимости и ценности на работе, в рабочем процессе, предотвращает выгорание.
2. Благодарить самих себя. Да, можно не только предаваться перфекционизму и самобичеванию, но и остановиться, погладить себя по голове и плечам и сказать себе вслух: «Спасибо! Я молодец!» А еще лучше – крепко-крепко себя обнять.
3. Напоминать себе, что для вас является ресурсом и поддержкой. И, конечно, обращаться к этому ресурсному и поддерживающему, а не оставлять его на «потом когда-нибудь».


Комментариев нет: