1

Страницы

14.05.2020

КНИЖНАЯ ПОДБОРКА О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ И ВОЙНЕ

На мой взгляд, эта совсем небольшая книжная подборка не о войне и не о победе, а о человеке и человеческом.

Я еще со школы устала от темы «маленького человека» на фоне грандиозных исторических событий. Я спотыкалась об эту тему, чувствуя, что в ней есть подвох.

Мне кажется, что здесь не может быть однозначности. И я все еще блуждаю в противоречивости своих размышлений, но, думаю, Победе в Великой отечественной войне мы обязаны внутренней грандиозной силе тех, кто был на передовой, не боялся  каждый день встречаться со смертью, верил в светлое будущее и не позволял себе разувериться в том, что оно настанет.

Татьяна Толстая «Соня»

Небольшой рассказ, в котором блокада Ленинграда – фон для человеческого, не связанного с войной и существующее в мире, несмотря на войну и вопреки войне.

Над Соней, которую все считают кем-то вроде тюхи-матюхи, решили сыграть шутку – придумать ей влюбленного поклонника. А чтобы шутка осталась неразоблаченной, влюбленному поклоннику надумали обстоятельства – жену, детей, чувство долга и прочее аналогично весомое. Увидеться никак, зато есть эпистолярный жанр.

И началась переписка. И началась для Сони любовь.

А потом шутка приелась, но продолжала волочиться в письмах. А потом началась война с ужасами блокады. А потом наступает момент, когда все расставляется по местам. Нет, не буквально, а как-то иначе: высвечивается истинное внутреннее, подлинное человеческое – Сонина любовь становится чудом спасения, не жертвой, а даром другому.

Михаил Сухнев «Записки командира штрафбата. Воспоминания комбата»



Удивительная книга воспоминаний. Удивительная, на мой взгляд, в первую очередь, тем, что в ней нет надрывных, от сопереживающей боли выворачивающих нутро описаний. (Так, прочитав единожды «А зори здесь тихие», я поняла, что вряд ли еще открою эту книгу.) Описания Михаила Сукнева лаконичные, репортажные. Но их достаточно, чтобы видеть и не преуменьшать.

Вовлечься в чтение очень легко. Хотя через абзацы о тактическом-стратегическом мне пробираться было трудновато. Впрочем, не труднее, чем через военные главы «Войны и мира». Пожалуй, вовлекает именно подлинность, в которой нет пафоса и есть место юмору – там даже есть про котика и даже недушещипательное.

Сукнев рассказывает о людях на войне – разных, как и в мирное время. Рассказывает о сложностях, которые были и со стороны своих: командиры, вооружение, нехватка одежды, приказы. Всякое было на войне, и книга воспоминаний комбата – оптика, с помощью которой можно разглядеть это всякое и его принять.

Андрей Геласимов «Степные боги»


Лето 1945 года. Забайкалье. Великая отечественная война выиграна, но впереди трагедия Хиросимы и Нагасаки.

В это время десятилетний Петька печалится, что не успел сбежать на фронт и советские солдаты вошли в Берлин без него. Хотя свой вклад в победу Петька старательно вносил. Он расписывал на деревяшках матерные проклятья фашистам и Гитлеру, подмечая в этом закономерность в победах и поражениях советской армии. И после завершения войны у Петьки хватает хлопот – искать Гитлера, сбежавшего из Германии и сбежавшего непременно под деревню Разгуляевку.

Впрочем, и без поисков Гитлера жизнь Петьки непроста и насыщена. Тут и грозная бабка Дарья, и волчонок Испуг, которого Петька выдает за щенка, и третирующий Ленька Козырь, и болеющий странной болезнью друг Валерка, и невероятный в Петькиных глазах лейтенант Одинцов. А еще в это лето 1945 года Петькина жизнь соприкасается с жизнью пленного японца Хиротаро.

Комментариев нет: