«Три этажа» – роман израильского
писателя Эшколя Нево, изданный в России в 2019 году. Автор говорит о нем так: «Это роман, составленный из монологов-исповедей трех
людей, живущих в одном доме. Эти три исповеди переплетаются друг с другом и
буквально формируют структуру, придающую новый смысл каждой из них».
Об авторе: Эшколь Нево (1971)
родился в Иерусалиме, изучал психологию в университете Тель-Авива. Преподает
писательское мастерство в университетах и колледжах Израиля. Также Эшколь Нево
– основатель и владелец крупнейшей в Израиле школы писательского мастерства.
Роман
Эшколя Нево я открыла совершенно случайно. Имя автора мне ни о чем не говорило
(неудивительно: «Три этажа» – единственный роман писателя, изданный в России).
В
романе три части, названные по этажам, на которых живут герои. Каждая часть –
история одного героя, похожая на исповедь (беседа с другом, письмо подруге,
монолог для умершего мужа, записываемый на пленку автоответчика).
Арнон
и Айелет – супруги, живущие на первом этаже. Они называют Хани, соседку со
второго этажа, вдовой, хотя ее муж не умер, а все время в командировках. И у
Арнона с Айелет, и у Хани с мужем есть маленькие дети, но и это не повод для знакомства
и общения. Каждый из них обитает в своей квартирной коробке и в своей истории.
Арнон
подозревает Германа, пожилого соседа по этажу, в приставаниях к своей
шестилетней дочери. И эти подозрения – по мнению Айлет, полиции и психолога,
безосновательные – меняют отношения и поведения Арнона.
Хани
домохозяйка, бросившая с рождением детей карьеру дизайнера. Но ей хватает своих
страхов (материнской болезни, дочери, придумавшей себе невидимую подружку
Андре, неоправданных ожиданий от семейной жизни), чтобы замечать происходящее с
соседями снизу.
А
тут еще внезапный визит мужниного брата, который совсем ставит все с ног на
голову. И странный диалог в квартире, завешанной стенными часами, похож то ли
на сон в душный полдень, то ли на сожаление об упущенном, то ли на глоток
свежего воздуха для сил к переменам.
На
третьем этаже живет Двора, бывший окружной судья. Она знает всех жильцов дома,
но ничего об их делах. Хотя Арнон и Хани считают, что, выглядывая из окна,
Двора старается вызнать что-нибудь о соседях. С ней не ищут общения. Так что
автоответчик, на котором записан голос ее умершего мужа, – единственный
собеседник, которому Двора готова рассказать, как неожиданно повернулась ее
жизнь.
Начиная
читать третью часть, я недоумевала, почему «Три этажа» – роман, а не сборник
новел. Да, герои книги – соседи, но, кроме соседства в одном доме, их в жизни
(сюжетно) больше ничего не объединяет. Да, герои знакомы друг с другом, но ведь
это знакомство довольно поверхностное.
Однако
третья часть обязательна к прочтению. И вовсе не из долга дочитать до конца,
раз уже две трети прочитано. Именно история Дворы понемногу складывает
смысловой пазл романа.
Важно,
что третья часть проясняет хронологию происходящего в двух предыдущих новеллах.
Мы узнаем, как развернулись истории Арнона и Хани. Для меня это стало первым
ощущением единения трех историй, «трех этажей».
Второе
ощущение, перещелкнувшее мое восприятие романа, возникло после того, как Двора
приснился сон об ампутации ее сверх-я. Чтобы вспомнить, что такое сверх-я,
бывший окружной судья, опирающийся всю жизнь на доказуемые факты, а не на
философские домыслы, открыла «Всемирную энциклопедию».
«На
первом этаже располагаются наши инстинктивные влечения, именуемые «Оно».
Промежуточный этаж занимает «я», которое пытается навести мосты между нашими
влечениями и реальностью. На верхнем, третьем этаже царит его величество
«сверх-я», с суровым видом призывающее нас к порядку и требующее, чтобы мы
учитывали, как наши поступки воздействуют на общество».
Наверно,
Эшколь Нево здесь чрезмерно прямолинеен. Это уж вы сами решайте, когда прочтете
его роман.
Комментариев нет:
Отправить комментарий