1

Страницы

23.06.2020

О КНИГЕ ЭШКОЛЯ НЕВО «ТРИ ЭТАЖА»

«Три этажа» – роман израильского писателя Эшколя Нево, изданный в России в 2019 году. Автор говорит о нем так: «Это роман, составленный из монологов-исповедей трех людей, живущих в одном доме. Эти три исповеди переплетаются друг с другом и буквально формируют структуру, придающую новый смысл каждой из них».



Об авторе:   Эшколь Нево (1971) родился в Иерусалиме, изучал психологию в университете Тель-Авива. Преподает писательское мастерство в университетах и колледжах Израиля. Также Эшколь Нево – основатель и владелец крупнейшей в Израиле школы писательского мастерства.

Роман Эшколя Нево я открыла совершенно случайно. Имя автора мне ни о чем не говорило (неудивительно: «Три этажа» – единственный роман писателя, изданный в России).

В романе три части, названные по этажам, на которых живут герои. Каждая часть – история одного героя, похожая на исповедь (беседа с другом, письмо подруге, монолог для умершего мужа, записываемый на пленку автоответчика).

Арнон и Айелет – супруги, живущие на первом этаже. Они называют Хани, соседку со второго этажа, вдовой, хотя ее муж не умер, а все время в командировках. И у Арнона с Айелет, и у Хани с мужем есть маленькие дети, но и это не повод для знакомства и общения. Каждый из них обитает в своей квартирной коробке и в своей истории.

Арнон подозревает Германа, пожилого соседа по этажу, в приставаниях к своей шестилетней дочери. И эти подозрения – по мнению Айлет, полиции и психолога, безосновательные – меняют отношения и поведения Арнона.

Хани домохозяйка, бросившая с рождением детей карьеру дизайнера. Но ей хватает своих страхов (материнской болезни, дочери, придумавшей себе невидимую подружку Андре, неоправданных ожиданий от семейной жизни), чтобы замечать происходящее с соседями снизу.

А тут еще внезапный визит мужниного брата, который совсем ставит все с ног на голову. И странный диалог в квартире, завешанной стенными часами, похож то ли на сон в душный полдень, то ли на сожаление об упущенном, то ли на глоток свежего воздуха для сил к переменам.

На третьем этаже живет Двора, бывший окружной судья. Она знает всех жильцов дома, но ничего об их делах. Хотя Арнон и Хани считают, что, выглядывая из окна, Двора старается вызнать что-нибудь о соседях. С ней не ищут общения. Так что автоответчик, на котором записан голос ее умершего мужа, – единственный собеседник, которому Двора готова рассказать, как неожиданно повернулась ее жизнь.

Начиная читать третью часть, я недоумевала, почему «Три этажа» – роман, а не сборник новел. Да, герои книги – соседи, но, кроме соседства в одном доме, их в жизни (сюжетно) больше ничего не объединяет. Да, герои знакомы друг с другом, но ведь это знакомство довольно поверхностное.

Однако третья часть обязательна к прочтению. И вовсе не из долга дочитать до конца, раз уже две трети прочитано. Именно история Дворы понемногу складывает смысловой пазл романа.

Важно, что третья часть проясняет хронологию происходящего в двух предыдущих новеллах. Мы узнаем, как развернулись истории Арнона и Хани. Для меня это стало первым ощущением единения трех историй, «трех этажей».

Второе ощущение, перещелкнувшее мое восприятие романа, возникло после того, как Двора приснился сон об ампутации ее сверх-я. Чтобы вспомнить, что такое сверх-я, бывший окружной судья, опирающийся всю жизнь на доказуемые факты, а не на философские домыслы, открыла «Всемирную энциклопедию».

«На первом этаже располагаются наши инстинктивные влечения, именуемые «Оно». Промежуточный этаж занимает «я», которое пытается навести мосты между нашими влечениями и реальностью. На верхнем, третьем этаже царит его величество «сверх-я», с суровым видом призывающее нас к порядку и требующее, чтобы мы учитывали, как наши поступки воздействуют на общество».

Наверно, Эшколь Нево здесь чрезмерно прямолинеен. Это уж вы сами решайте, когда прочтете его роман.




Комментариев нет: